Каталог статей
Главная » Статьи » Поэтам

Для чего нужны ямбы


Для чего нужны ямбы и хореи? 
Так же можно задать вопрос: а для чего нужны кирпичи? Для чего нужен раствор? Для чего нужна ручка?
Всего в русском силлабо-тоническом стихосложении 9 стихотворных размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест и четыре вида пеона (четырехстопного размера).

Вот вам наглядные примеры (не принимайте всерьез содержание - оно учебное):

В небе солнышко сияет
Ровными рядами там пасутся облака
А над милой землей ветер вольно гуляет
Деревьев хор журит слегка.

Попробйте прочитать эти строчки с выражением. Ничего у Вас не получится. Почему? Да потому что здесь мешанина из стихотворных размеров: первая строчка написана хореем (первый слог ударный, второй безударный), вторая строчка - пеоном первым (один ударный и три безударных слога), третья строчка - анапестом, четвертая - ямбом. Только Вы настроились на первую строчку, а ритм меняется.

Теперь посмотрите другой вариант:

В небе солнышко сияет
И пасутся облака.
Ветерок один гуляет,
Листья трогает слегка.

Поняли, как легко читается?! А почему? Потому что здесь во всех строчках хорей.

В небе солнышко задорное сияет,
И пасутся, как овечки, облака.
Над землею ветерок вовсю гуляет
И деревьев хор журит пока слегка.

В этом случае во всех строчках пеон третий.

Поэт, когда сочиняет, "пляшет" от первой строчки. Вот понравилась ему строчка, хочется начать стихотворение. Он и начинает. Ловит ритм этой строчки и пишет дальше в этом ритме. Это очень просто, если имеете чувство ритма. Кстати, можно всегда проверить свои строчки - для этого нужно составить схему строчек (смотрите статью "Как определить стихотворный размер").

Ударные слоги обозначаются одним знаком, безударные другим.

К примеру, ударный слог можно обозначать вертикальной "палкой" (бьем - ударный слог - легко запомнить), а безударный - знаком равенства. Тогда схема слова "пОле" будет выглядеть так......... | =.......... 
А слово "полЯ".......... = |
Отсюда легко показать схемы стихотворных размеров (красным цветом выделены ударные слоги):
ямб.......... = |.......... землЯ
хорей.......... | =.......... бУря
дактиль.......... | = =..........мИлая
амфибрахий.......... = | =.......... любИла
анапест.......... = = |.......... хоровОд
пеон первый.......... | = = =..........нИзенькая
пеон второй.......... = | = =..........запрЫгнула

Стихотворные размеры - совершенно несложные элементы, если их понять.
Знает поэт, что такое ямбы и прочие там хореи, или не знает, не имеет значения. Если он хороший поэт, он обязательно будет выполнять один из основных законов стихосложения - четкое использование стихотворных размеров. Без этого закона можно писать только верлибры. Но я лично не считаю верлибры поэзией! Это сваленные в груду целые, половинки и битые кирпичи.


Категория: Поэтам | Добавил: Vonrech (05.02.2012)
Просмотров: 3139 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1  
Истины, которые практически не знают большинство "стихоТаорцев. Пишут по наитию:Как Бог на душу положил, а сделаешь "замечание" - столько пузырей! Стихотворная безграмотность просто поражает - примеры тому публикации практически на всех литературных порталах и сайтах. Очень жалкое зрелище!
Не учатся самостоятельно, никто не учит, а многие и не хотят учиться. Незнайки: и так сойдёт...
Моё твёрдое мнение: Ваши статьи о стихосложении нужно публиковать на всех литературных сайтах Рунета.
Я публикуюсь на многих сайтах и подчас такое пишут, сто волосы дыбом. Но столько самомнения!
Ваши статьи о стихосложении необычайно актуальны и жизненно необходимы, дабы сохранить истинно русское стихосложение, а значит русскую поэзию. Стихотворец, даже приналичии хорошего "слуха" всё равно периодически спотыкается и, не зная основ стихосложения продлжает вариться в собственном бульёне , барахтается, всё бросает, так как получилось, а значит просто не умеет работать над своим произведением, а на выходе - тихий ужас из амбиций.
Вывод: Основы теории стихосложения нужно распостранять в Рунете на литПорталах.
С уважением, Николай Ященко.

2  
Николай, согласен с Вами во всем! В Интернете тысячи и тысячи "поэтов". Абсолютное большинство из них понятия не имеют, чем отличается проза от поэзии, каковы требования русскоязычного стихосложения, я уж не говорю о таких тонкостях, как знание ямбов и хореев. И что ещё я заметил: талантливые авторы стараются использовать любую информацию для расширения своего кругозора, в частности, статьи по теории стихосложения. Бездарь же не только не хочет учиться, но мнит из себя гения. Один "поэт" в Ответах.ру так написал на крайне отрицательный отзыв о его стихотворении (не стихи - а чушь, бессмыслица, набор непонятных мыслей, ничем друг с другом не связанных): "Ваше поколение никогда не поймет творчество нашего поколения!". И так любой написавший чушь, может сказать это же. Очень обидно в этом случае за русский язык!
С уважением Владимир Чернов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 11.12.2017, 07:07
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа

Поиск
Категории раздела
Поэтам [22]
Новые стихи
Последние статьи
[15.12.2013][Поэтам]
Стихотворение в прозе? (1)
[17.03.2013][Поэтам]
Редактируем стихи (1)
[10.02.2013][Поэтам]
Об авторском праве (0)
Песни С. Талбухина
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Реклама


МАУ РИЦ "Кулебакский металлист" © 2017
Конструктор сайтов - uCoz