Каталог статей
Главная » Статьи » Поэтам

Поэтам


Начинающим поэтам

Дорогие друзья! Мне часто приходится отвечать на вопросы начинающих поэтов (и не только), касающиеся процесса стихосложения, его законов. Я считаю, что многие ответы будут интересны не только тем, кто их задал, но и всем людям, интересующимся поэзией, пытающимся сочинять и даже уже пишущим. Я постараюсь помещать их на  этом сайте по мере поступления. Будут вопросы, пишите. Не согласные с какими-то моими высказываниями - тоже пишите! Во всем постараемся разобраться!  Мой адрес:  vonrech@mail.ru <<Написать>>

C уважением Владимир Чернов.


Здравствуйте! Вот у меня к вам вопрос! Как сочинять стихи чтобы вышло так красиво! И за сколько времени можно красиво и с легкостью сочинять? Заранее благодарю!
Алик.

Алик, одно то, что Вы не закинули сюда какой-нибудь бредовый опус, а сначала осторожно спросили, как сочинять стихи, уже говорит о том, что Вы серьезно подходите к данному вопросу.
Вопрос «Как сочинять стихи?» ставили во все времена тысячи раз. На эту тему выпущены сотни и сотни книг, брошюр и пособий. К сожалению, все они написаны таким сложным языком, что понять простому человеку, не имеющему в арсенале достаточных знаний о поэтике, невозможно. Такое впечатление, что академики писали для академиков.
Я попытаюсь насколько можно кратко ответить на Ваш вопрос. Думаю, что он будет интересен и другим начинающим поэтам.

В поэзии, как и в другом виде искусства, есть свои законы.
Незнание и невыполнение их приводит к снижению качества произведений. Строитель должен иметь представление, по каким законам строить дом. Ни один человек не начнет строить дом с крыши. Надо сначала определить, какой фундамент можно использовать на данных землях, рассчитать фундамент в соответствии с тяжестью и высотностью здания. Это называется выполнение законов строительства.
В поэзии тоже надо начать с изучения ее законов.
Любое поэтическое произведение состоит из формы и содержания. Такой пример: вот стоят два дома. Первый – двухэтажный изумительной красоты особняк! А в нем живет убийца и маньяк.
Дом – это форма, а маньяк - содержание. Налицо несоответствие содержания форме.
А вот второй дом - старенький, покосившийся, грязный. А в нем живет дружная семья, все дети очень талантливы. 
Дом – это форма, а дружная семья – содержание. 
Налицо несоответствие формы содержанию. Идеальный вариант, когда форма полностью соответствует содержанию, - это дружная семья в красивом особняке. Поэтому высокохудожественное содержание должно соответствовать четкой и красивой форме произведения.

Есть законы формы и есть законы содержания.

1. Законы формы. 
1.1. Силлабический закон (в рифмующихся или холостых строчках должно быть одинаковое количество слогов).
1.2. Тонический закон (в рифмующихся или холостых строчках должен быть одинаковый порядок расположения ударных и безударных слогов (исключая случаи с пиррихием и спондеем). То  есть  четкое  использование  стихотворного  размера. Этим соблюдается четкий ритм (метр).
1.3. Стихотворный размер, использованный автором в первой строчке, должен быть использован во всем стихотворении. Если первая строчка написана ямбом, то и все строчки стихотворения должны быть написаны ямбом.
1.4. Способ рифмовки (кольцевая рифма, перекрестная, парная, смешанная), использованный в первой строфе, должен быть использован во всем стихотворении. Если в первом четверостишии использована перекрестная рифма, то и во всем стихотворении должна быть перекрестная рифма.
1.5. Выбранный вид строфы (катрен, секстина, октава, триолет, онегинская, сонет и др.) должен повторяться во всем стихотворении. То есть если первые строчки написаны четверостишием (катреном), то и все остальные строфы должны быть катренами.
1.6. Порядок чередования женских, мужских и других рифм должен четко повторяться из строфы в строфу. Несоблюдение этого закона приводит к нарушению ритма стихотворения.

Это основные законы. Конечно, есть исключения из правил, но, не зная правил, невозможно делать красивые исключения.
Понятно, что для свободного обращения с формой, надо хорошо знать и понимать все поэтические термины. Для начинающего поэта это должно быть делом чести. А то получается так: просит человек дать рецензию на его стихи. Объясняю, что он постоянно нарушает чередование мужских и женских рифм, от чего страдает ритм стихотворения, читателю приходится спотыкаться, делать паузу, чтобы осмыслить новый ритм. А этот человек, считающий себя уже успешным поэтом, не знает, чем отличается мужская рифма от женской. А есть еще дактилическая и гипердактилическая рифмы!

2. Законы содержания.
Стихотворения (стихи), как известно, бывают сюжетные и бессюжетные.
2.1. Сюжетные стихи. Самые интересные, на мой взгляд, сюжетные стихи. Это, когда автор описывает какой-то случай или случаи, которые произошли с кем-то, когда-то. Содержание в данном случае состоит из завязки, действия, кульминации и развязки. Чем интересней случай (сюжет), чем он необычней и острей, тем интереснее стихотворение. В этом случае говорят: захватывающий сюжет!
К  сожалению,  сегодня  мало  пишут  сюжетных  стихов. Всех  тянет  в  основном  на  философию,  к нравоучениям.
Хочу  привести  замечательный  пример сюжетного стихотворения Константина Ваншенкина.

            МАЛЬЧИШКА
                   Инне

Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора,
И на него с опаской, но влюблено
Окрестная смотрела детвора.

Она к нему пристрастие имела,
Поскольку он командовал везде,
А плоский камень так бросал умело,
Что тот, как мячик, прыгал по воде.

В дождливую и ясную погоду
Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда,
И посторонним не было прохода,
Едва он появлялся у пруда.

В сопровожденьи преданных матросов,
Коварный, как пиратский адмирал,
Мальчишек бил, девчат таскал за косы
И чистые тетрадки отбирал.

В густом саду устраивал засады,
Играя там с ребятами в войну.
И как-то раз увидел он из сада
Девчонку незнакомую одну.

Забор вкруг сада был довольно ветхий -
Любой мальчишка в дырки проходил,-
Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки
И девочке дорогу преградил.

Она пред ним в нарядном платье белом
Стояла на весеннем ветерке
С коричневым клеенчатым портфелем
И маленькой чернильницей в руке.

Сейчас мелькнут разбросанные книжки -
Не зря ж его боятся, как огня...
И вдруг она сказала:- Там мальчишки...
Ты проводи, пожалуйста, меня...

И он, от изумления немея,
Совсем забыв, насколько страшен он,
Шагнул вперед и замер перед нею,
Ее наивной смелостью сражен.

А на заборе дряхлом повисая,
Грозя сломать немедленно его,
Ватага адмиральская босая
Глядела на героя своего.

...Легли на землю солнечные пятна.
Ушел с девчонкой рядом командир.
И подчиненным было непонятно,
Что это он из детства уходил.

Замечательно! Какое неожиданное окончание!  А последняя строчка - просто афористична!  Ради этой строчки и написано всё стихотворение!

2.2. В бессюжетных стихотворениях описывается или просто внешний вид (например, красивой лесной поляны или благоухающей сирени), или состояние природы (осенний пейзаж), или состояние человека (красивый бег стайера), или размышления.
Так вот поэт решил написать бессюжетное стихотворение. Сюжета нет, чем же захватить читателя, чем удивить? И здесь на первый план выходят образная речь (яркие образы), глубокие мысли, меткие сравнения. Автор в этом случае должен прекрасно знать и умело использовать тропы (метафоры, эпитеты, сравнения, иронию, гиперболу, аллегорию, перифраз и др.), использовать необычную форму, раскрывать через вроде бы ничего не значащие детали общую картину.
Ни в коем случае нельзя впадать в элементарную прозу. Ну, написал поэт, что он встал сегодня в 7.00, позавтракал, пошел на работу, отработал 8 часов, вернулся домой, почитал, посмотрел телевизор, лет спать в 23.00. Будет ли это кому-то интересно? Нет, конечно. Любое содержание должно быть ИНТЕРЕСНЫМ! Чтобы читатель, прочитав стихотворение, вспомнил Пушкина и в восторге воскликнул: «Ай да Иванов! Ай да сукин сын!».

Любой поэт должен быть хорошим рассказчиком. Но не всякий даже отличный рассказчик может быть поэтом. Все-таки для этого нужен талант, поэтический дар. Нет его - никакое знание всех законов стихосложения не помогут!


Категория: Поэтам | Добавил: Vonrech (04.08.2011)
Просмотров: 4594 | Теги: метр, холостые строчки, ямб, пиррихий, тонический закон, строфа, катрен, спондей, силлабический, секстина | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 28.11.2020, 04:35
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа

Поиск
Категории раздела
Поэтам [22]
Новые стихи
Последние статьи
[15.12.2013][Поэтам]
Стихотворение в прозе? (1)
[17.03.2013][Поэтам]
Редактируем стихи (2)
[10.02.2013][Поэтам]
Об авторском праве (0)
Песни С. Талбухина
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама


МАУ РИЦ "Кулебакский металлист" © 2020
Конструктор сайтов - uCoz