Каталог статей
Главная » Статьи » Поэтам

О Бродском


Из бесед с Верой
Вера:
 - Как Вы относитесь к творчеству Бродского?

К творчеству Иосифа Бродского я отношусь вполне спокойно. Хороший, умный поэт. Хотя должен сказать, что до  лауреата Нобелевской премии он недотягивает. Если бы он жил в Союзе, то ему никогда бы не присудили Нобелевку. Всем ясно, что Нобелевская премия стала инструментом политической игры. Но это к слову.
У Бродского мне нравятся (даю в сокращении):

Одиночество

Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, -
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и - кстати - самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.

****************

Осенний вечер в скромном городке,
Гордящемся присутствием на карте
(топограф был, наверное, в азарте
иль с дочкою судьи накоротке).

Уставшее от собственных причуд,
Пространство как бы скидывает бремя
величья, ограничиваясь тут
чертами Главной улицы; а Время
взирает с неким холодом в кости
на циферблат колониальной лавки,
в чьих недрах все, что мог произвести
наш мир: от телескопа до булавки.

Кстати, в этом стихотворении у него ошибка. 

Здесь буйствуют кузнечики в тиши.
В шесть вечера, как вследствии атомной
войны, уже не встретишь ни души.
Луна вплывает, вписываясь в темный

Выбранные стихотворный размер требует произнести слово "атомной" с ударением на втором слоге - "атОмной",  но это неправильно.

Очень сильное стихотворение "Пилигримы"! Оно мне очень нравится!

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.

Должен сказать, что у Бродского, как у каждого, даже гениального, поэта, есть отличные строчки, есть очень хорошие, есть хорошие и есть дежурные. Много бессюжетных стихотворений. Показан один миг. Он интересен для поэта, но не для читателя. Пример: "Зимним вечером в Ялте".
Есть стихотворения-рассуждения (автор как бы бубнит сам себе под нос), которые совершенно не интересны читателю! Пример: "Натюрморт".
Многословные (совершенно ни чем не обоснованное многословие!). Примеры:
"Остановка в пустыне". Достаточно было оставить первую и последние строфы, чтобы получить яркое стихотворение:

Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал. В такой архитектуре
есть что-то безнадежное. А впрочем,
концертный зал на тыщу с лишним мест
не так уж безнадежен: это - храм,
и храм искусства. Кто же виноват,
что мастерство вокальное дает
сбор больший, чем знамена веры?
Жаль только, что теперь издалека
мы будем видеть не нормальный купол,
а безобразно плоскую черту.
Но что до безобразия пропорций,
то человек зависит не от них,
а чаще от пропорций безобразья.

Сегодня ночью я смотрю в окно
и думаю о том, куда зашли мы?
И от чего мы больше далеки:
от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, впереди?
Не ждет ли нас теперь другая эра?
И если так, то в чем наш общий долг?
И что должны мы принести ей в жертву?

Всё,  что  между  этими  строфами - лишнее.

Стихотворение "Бабочка" - ну о-о-чень много лишнего!

Еще одним недостатком является то, что автор заставляет зависать односложные слова. Примеры:

Все то, что я писал в те времена,
сводилось неизбежно к многоточью.
Я падал, не расстегиваясь, на
постель свою. И ежели я ночью

*******************

О чем? О днях. о ночах.
Или же - ничего.
Или же о вещах.
О вещах, а не о

людях. Они умрут.
Все. Я тоже умру.
Это бесплодный труд.
Как писать на ветру.

***************

Вещь не стоит. И не
движется. Это - бред.
Вещь есть пространство, вне
коего вещи нет.

***************

Корни. Их переплет.
Камень, чей личный груз
освобождает от
данной системы уз.

Он неподвижен. Ни
сдвинуть, ни унести.
Тень. Человек в тени,
словно рыба в сети.

На каждом зависнутом односложном слове читатель обязательно делает паузу (так требует стихотворный размер). И получается ерунда! Конечно, автор при чтении паузу не сделает, он-то знает, что дальше идет продолжение мысли, а читатель ведь этого не знает!
Обычно так пишут начинающие поэты.

У Иосифа Бродского много хороших стихотворений. Но если Вы встали на поэтическую стезю, надо критически относиться к каждому  слову даже знаменитых поэтов.

С уважением Владимир Федорович.


Категория: Поэтам | Добавил: Vonrech (19.08.2012)
Просмотров: 1909 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 11.12.2017, 07:07
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа

Поиск
Категории раздела
Поэтам [22]
Новые стихи
Последние статьи
[15.12.2013][Поэтам]
Стихотворение в прозе? (1)
[17.03.2013][Поэтам]
Редактируем стихи (1)
[10.02.2013][Поэтам]
Об авторском праве (0)
Песни С. Талбухина
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Реклама


МАУ РИЦ "Кулебакский металлист" © 2017
Конструктор сайтов - uCoz