Каталог статей
Главная » Статьи » Поэтам

Редактируем классиков


Можно ли редактировать строчки классиков поэзии? Думаю, что публика разделится на две части, отвечая на этот вопрос. Одни будут говорить: "Какое редактирование?! Это же классик! Попробуйте сами написать подобное!". Другие, которых в силу традиционности отношения к данному вопросу будет, наверное, намного меньше, скажут: "Классики тоже ошибались! Почему бы и не отредактировать не совсем удачное по форме и содержанию стихотворение?!".
Я отношусь ко второй части. Каждый поэт, каким бы великим он ни был, имеет в своем активе величайшие, хорошие, средние и дежурные стихи. Дежурными я называю такие стихотворения, которые написаны скорее всего в отсутствие вдохновения. Просто у настоящего поэта всегда есть необходимость писать. Часто это просто черновик, к которому автор не вернулся по разным причинам и не отредактировал. А после его смерти все стихотворения стали по инерции считать гениальными.

Приведу яркий пример. Есть у Ф.И.Тютчева такое очень известное стихотворение:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Стихотворение написано ямбом  с  кучей  пиррихиев.  Вообще, должен сказать, что данное стихотворение Тютчева с точки зрения формы не выдерживает никакой критики:

1. Первая строчка написана пятистопным ямбом. Вторая строчка - трехстопный пеон второй (третья стопа неполная). В третьей строке пятая стопа ямба неполная. Четвертая строчка - двухстопный пеон четвертый! Такой киш-миш с разными стопами ломает весь ритм. В остальных катренах дело не лучше!

2. В первых двух катренах перекрестная рифма, а в последнем катрене почему-то кольцевая. Хотя это допустимо, но не всегда целесообразно.

3. Четвертые строчки первых двух катренов имеют мужское ударение, а четвертая строчка последнего катрена - женское.

4. Что значит -"осень первоначальная"?  Она не может быть ни первоначальной, ни какой другой. Осень есть осень, она всегда приходит после лета. Если автор имел в виду начало осени, то выразил это состояние крайне неудачно!

Складывается такое впечатление, что автор набросал черновик, но довести стихотворение до нормы времени не нашлось. А жаль. Содержание-то ведь отличное! А читать эти строчки, в силу того, что идет постоянное нарушение ритма, тяжело!

Можно бы отредактировать и оставить потомкам в таком виде:

В начале осени бывает
Такая дивная пора -
Весь день хрусталью отливает,
И лучезарны вечера...

Где серп гулял и падал колос,
Уж пусто все — простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно,
Но далеко до зимних бурь -
На поле, что на  отдых вышло,
Лишь льется чистая лазурь.

Форма приведена в нормальное состояние - и читается легко!



Категория: Поэтам | Добавил: Vonrech (05.11.2012)
Просмотров: 2435 | Теги: Тютчев | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 11.12.2017, 07:07
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа

Поиск
Категории раздела
Поэтам [22]
Новые стихи
Последние статьи
[15.12.2013][Поэтам]
Стихотворение в прозе? (1)
[17.03.2013][Поэтам]
Редактируем стихи (1)
[10.02.2013][Поэтам]
Об авторском праве (0)
Песни С. Талбухина
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Реклама


МАУ РИЦ "Кулебакский металлист" © 2017
Конструктор сайтов - uCoz